Кратет


Кратет
\
Кратет и другие киники эллинистической эпохи
\
    Кратет был учеником Диогена и видным представителем этой школы. Жил до начала III в. до н.э. Он подтвердил установку, что богатство и слава суть далеко не ценности, а для мудреца - просто зло, блага же - "бедность" и "невежество". "Продав свою часть наследства, - сообщает один древний источник, - он выручил 200 талантов и раздал их согражданам. Он оставил свои пастбища и овец, а последний грош бросил в море. Банкиру же оставил распоряжение, что если его дети останутся невеждами, то отдать им деньги с его счета, если же станут настоящими философами, то тогда его деньги отдать нуждающимся, ибо в этом случае им не понадобится решительно ничего".
    Киник должен быть аполитичным, "apolis". Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. Александру, который спросил Кратета, не желает ли он видеть свой родной город заново отстроенным, он ответил: "А зачем? Придет другой Александр и все разрушит". "Моя родина, - писал Кратет, - не одна только башня, крыша, но то место, где возможно жить пристойно, так что любая точка универсума - мой город, мой дом".
    Кратет женился на Гиппархии и вместе с ней апробировал кинический образ жизни. Его отношение к браку как социальному институту он выразил так, что "отдал бы дочь замуж для пробы только на тринадцать дней".
    В III веке до н.э. гвардия киников пополняется такими именами, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телет, Менедем. Возможно, именно Бион составил кодификацию "диатриб". Диатриба - короткий диалог популярного характера этической направленности, написанный часто язвительным языком, с сарказмом. По существу, речь идет о кинизированном сократическом диалоге. Литературными моделями стали композиции Мениппа; Лукиан немало вдохновлялся ими, как и латинская сатира в лице Луцилия и Горация. "Смеясь, бичуемнравы", - говорили они, - "ridento castigant mores".
    В последние два века языческой эры кинизм терял свои позиции. Помимо истощения внутреннего резерва кинизма, для этого были причины и социополитического плана. Прочно стоящий на ногах романский дух в его земной основе не принимал модель кинической жизни. Предельно красноречив был Цицерон: "Система киников не могла не провалиться в виду отсутствия у них чувства брезгливости, отвращения к грязи; без этого ничего не может быть правильного, ничего честного".
\
Значение и границы кинизма
\
    Смысл формулировок Диогена и Кратета, имевших грандиозный успех в свое тревожное время, состоял в отвержении и разоблачении великих иллюзий, двигавших поведением людей: 1) погони за удовольствиями; 2) очарованностью богатством; 3) страстного желания власти; 4) жажды славы, блеска и успеха - всего того, что влечет к несчастью. Воздержание от этих иллюзий, апатия и автаркия - условия зрелости и мудрости, а в конечном счете, счастья, - этот тезис стал общим местом для всех философских течений эллинизма, как для "Стои" Зенона, так для "Сада" Эпикура, скептиков.
    Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу 1) экстремизма и анархизма, а значит, 2) неравновесия в основе, 3) духовного убожества.
    1) Экстремизм кинизма заключается в том, что осуждение ценностей и пристрастий, освященных традицией, и преследование их без соответствующего выдвижения взамен альтернативных ценностей решительно ничего не спасает.
    2) Неравновесие в основе и нетрезвость духа киников состояла в сведении человека, в конечном счете, к животному началу, считая необходимыми потребностями животные, а значит, потребности примитивного человека, вместе с тем, запрашивая активность духовного плана, т.е. то, что примитивному человеку недоступно, поэтому сократовское "психе" было обречено.
    3) Наконец, духовная нищета кинизма заключается не только в том, что принижается наука и культура, но и в том, что философский аспект его редуцирован до такого уровня, на котором невозможно более никакое обоснование. Эмоциональное восприятие ценностей собственной миссии - единственное основание кинизма.
    Древние называли кинизм наиболее краткой дорогой к добродетели. Однако, мы можем сказать, что кратких дорог в философии, как и в жизни, нет. Это явно обнаружилось в стоицизме, где "дорога к добродетели" уже длинна, и чтобы завоевать души, следовало переосмыслить кинизм.
\
Развитие и конец сократических школ
\
    Другие сократические школы, угасая, развивались в течении IV в. до н.э., чтобы к III в. уже угаснуть совсем. Вторичные киренаики утратили единство оригинальной доктрины, что, конечно, привело их к кризису. Они распались на три течения. Первое во главе с Эгесием, "преследователем смерти", объявило целью жизни наслаждение, которое, впрочем, недостижимо. Отсюда крайний пессимизм - все безразлично. Анникерид и его единомышленники пытались избежать таких крайностей, полагая дружбу, благодарность, почитание родителей и любовь к родине служить целям, основой для счастья. Теодор искал третий, средний путь между кинизмом и киренаизмом, ниспровергая мнения по поводу Богов, почему и был назван "атеистом".
    Школа мегариков развивала преимущественно диалектику, эвристический ее аспект. Идейный компонент элеатов доминировал у них над сократическим, поэтому их полемика против Платона и Аристотеля была, скорее, ретроградной, чем авангардной. Диодор Кронос был известен своей критикой аристотелевского понятия "потенции", сведя все бытие к "акту". Стильпон (360-280 гг. до н.э.) отрицал ценность любой формы дискурсивной логики, признавая лишь суждения тождества (человек-человек, благо-благо и т.п.), в духе элеатов, успех которых объяснялся виртуозностью эллинов в диалектическом диспуте.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Смотреть что такое "Кратет" в других словарях:

  • Кратет — (IV III вв. до н.э.) философ киник Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею, и конец. Кратет (…) увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. «Разговариваю с самим собой!» был ответ …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КРАТЕТ — (Κράτης), сын Антигена, из афинского дема Фрия (ум. 268/265? до н.э., Афины) – греческий философ платоник, представитель Древней Академии, ученик Полемона и в течение недолгого времени его преемник по схолархату. Помимо философских сочинений… …   Философская энциклопедия

  • Кратет — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Кратет (Кратет, устаревшее Кратес от …   Википедия

  • КРАТЕТ —    • Crates,          Κράτης,        1. поэт афинский, жил ок. 80 ол., представитель особого направления в древней аттической комедии. Он первый оставил насмешки над отдельными личностями и стал создавать сюжеты и характеры, имевшие общее, а не… …   Реальный словарь классических древностей

  • Кратет —    1) др. гр. философ платоник (ум. 267 до н.э.), ученик и недолговр. преемник Полемона в Др. Академии (с 267). Происх. из Афин. Из его соч. ничего не сохранилось. По свид ву Диогена Лаэртского, К. писал труды по философии, книги о комедии и… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Кратет —        1. Афинский комич. поэт, ок. 450 до н.э., представитель т.н. сказоч. комедии. Возможно, К. первым отказался в своих комедиях от личных нападок и добился единства действия. Сохран. лишь фрагменты его соч.        2. К. из Маллы (Киликия), 1… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Кратет —         1. Афинский комический поэт, ок. 450 до н. э., представитель т. н. сказочной комедии. Возможно, К. первым отказался в своих комедиях от личных нападок и добился единства действия. Сохранились лишь фрагменты его сочинений.         2. К. из …   Словарь античности

  • Кратет-киник —     Кратет, сын Асконда, фиванец. Он тоже был одним из славнейших учеников Пса (хотя Гиппобот и говорит, будто он учился не у самого Диогена, а у Брисона Ахейского). От него сохранились такие шутливые стихи:         Некий есть город Сума посреди… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Кратет из Фрии —     Кратет был сын Антигена, афинянин, из дема Фрии, слушатель и любовник Полемона, которому он и стал преемником во главе школы. Они так любили друг друга, что и при жизни жили одним и тем же, и чуть ли не до последнего дыхания оставались… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Кратет Афинский — древнегреческое мужское имя и прозвище. Известные носители: Кратет Афинский древнегреческий поэт комедиограф и актёр. Кратет Афинский (ум. ок. 268 до н. э./265 до н. э. ) древнегреческий философ платоник …   Википедия

Книги

  • Киническая литература, И. М. Нахов. Издание 1981 года. Сохранность хорошая. В работе впервые в нашей науке вводится понятие кинической литературы, отразившей мироощущение демократических слоев общества, и прослеживается история… Подробнее  Купить за 320 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.